КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

 

_________ Философский ____________

(название факультета, института)

Кафедра (цикловая комиссия) ____ философии и методологии науки ___

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ [1]

 

__________________ Философия ____________________

(полное название учебной дисциплины)

для студентов

 

направление подготовки __________ геология ________________________

           (шифр и название направления п идготовкы)

 

 

 

 

 

КИЕВ - 2016

 Введение.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Дисциплина «Философия» является нормативной дисциплиной, читается в VІІ семестре в объеме 3 .0 кредитов (по Европейской кредитно-трансферной системы ЕСТS), а именно 108 часов, из которых 34 часа аудиторных занятий, из них

Лекции -17 ч..

Семинары - 17 ч.

Форма итогового контроля - экзамен.

 

Цель и задачи учебной дисциплины "Философия":

Обеспечить усвоение специфики философского постижения действительности, ознакомить с имеющимися философскими концепциями, которые раскрывают полифонизм и плюрализм философского мышления, создать условия для формирования мировоззренчески-методологической культуры студентов.

 

Предмет учебной дисциплины "Философия":

Исходя из того, что философия изучает предельные основы определения места человека в мире, возможностей человеческого познания и деятельности, смысла человеческой жизни предметом дисциплины выступают философия как феномен культуры, мировой историко-философский процесс, включая исследования предельных основ, наиболее общих и глубоких идей и принципов , которые человек должен использовать в своей жизни и деятельности, в понимании действительности и отношения к ней.

 

Требования к знаниям и умениям: понимать сущность философских проблем, тем, идей, уметь анализировать философские и научные тексты.

 

Место учебной дисциплины в структурно-логической схеме образовательно-профессиональной программы: подготовки специалиста по соответствующему образовательно-квалификационному уровню.

Нормативная учебная дисциплина «Философия» является составной цикла профессиональной подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня "бакалавр" по направлениям "геология".

 

Система текущего, модульного и итогового контроля по дисциплине:

1 модуль

2 модуль

самостоятельная работа

экзамен

лекции

 

 

2

практические

 

 

23

Модульная контрольная работа

5

лекции

 

 

2

практические

 

 

22

 

 

 

6

 

 

 

 

 

40

30

24

6

количество баллов, необходимых для получения соответствующей оценки каждый содержательный модуль в течение семестра: I модуль - 0-30, II модуль - 0-24, выполнение самостоятельной работы - 0-6 баллов; количество баллов на экзамен - 0-40.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Контроль осуществляется по модульно-рейтинговой системе.

Оценка по формам контроля:

Письменные модульные контрольные работы (семестр - 1 модульная контрольная работа):

           по результатам I модуля - от 0 до 5 баллов.

- Работа на практических занятиях:

           полный ответ с использованием первоисточников - от 0 до 5 баллов;

           полный ответ без использованием первоисточников - от 0 до 2 баллов;

           содержательное дополнение - от 0 до 1 балла.

Самостоятельная работа:

           анализ философского текста - от 0 до 6 баллов;

           отработки пропущенных занятий по уважительной причине - от 0 до 3 баллов.

- Итоговый контроль в форме экзамена - от 0 до 40 баллов.

 

шкала оценки

В баллах

шкала университета

По шкале ECTS

90 -100

отлично - 5

А - отлично

85 - 89

75 - 84

хорошо - 4

В - хорошо (очень хорошо)

С - хорошо

65 - 74

60 - 64

удовлетворительно - 3

D - удовлетворительно

E - удовлетворительно (достаточно)

1 - 59

неудовлетворительно - 2

FX - неудовлетворительно с возможностью повторно сдавать


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛЕКЦИЙ И практиче ЗАНЯТИЙ

Название лекции

количество часов

 

лекции

семинары

Другие формы контр.

 

Содержательный модуль 1: Философская пропедевтика

 

1

Философия и круг ее проблем

1.      Общие представления о философии и философствования

2

2

 

2

2

 

 

 

2

Философия в ее истории:

1.      Основные этапы и проблемы античной философии

2.      Главные идеи философии Средневековья и Возрождения

3.  Западноевропейская философия Нового времени и эпохи Просвещения

4. Отличительные черты немецкой классической философии

5.   Философская мысль в Украине.

7

1,5

 

1,5

 

1

 

1

 

2

7

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

3

Модульная контрольная работа 1

 

1

5

 

Содержательный модуль 2: Теоретическая и практическая философия

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фундаментальные философские проблемы

6.  Особенности перехода от классического до неклассического философствования.

7. Основные направления современной философии

8.  Онтология как философское учение о бытии проблема сознания

9. Человек как предмет философского анализа

 

8

 

2

 

 

 

2

 

2

 

 

2

 

8

 

2

 

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

 

ВСЕГО

17

17

5

 

 

 

 

 

Содержательный модуль 1

Философская пропедевтика

Тема 1. Философия и круг ее проблем (2ч.)

 

Лекция 1. Общие представления о философии и философствования

Первичное понимание философии. Особенности философского подхода к миру. Духовные и социальные факторы философского мировоззрения. Предмет и проблемы философии. Предельность философских категорий. Соотношение мировоззрения и философии. Основные мировоззренческие ориентации человека в мире. Философия и религия. Философия и наука. Особенности современного понимания философии. Роль философии в современной жизни общества.

Особенности отношения человека к миру. Мировоззрение как способ ориентации человека в мире. Мироощущение и миропонимание как равные мировоззрения. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

 

 

Занятия 1. Понятие мировоззрения (2 ч.)

1.        Особенности отношения человека к миру.

2.        Понятие мировоззрения. Сущность и назначение мировоззрения.

3.        Природа и структура мировоззрения.

4.        Исторические типы мировоззрения.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Мировоззрение как способ ориентации человека в мире.

2.        Основные уровне мировоззрения.

3.        Природа и структура мировоззрения.

4.        Исторические типы мировоззрения.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.        Чем характеризуется человеческое отношение к миру?

2.        Что является основой единства обычного и теоретического мировоззрений?

3.        Какая главная функция любого мировоззрения?

4.        Какие основные элементы мировоззрения?

5.        Существуют ли различные исторические типы мировоззрения?

 

Проблемные темы для обсуждения:

1.        Какие особенности человеческой деятельности вызывают формирование мировоззрения?

2.        Осознает ли человек формирование собственного мировоззрения?

3.        Возможно ли мировоззрение без идеалов?

4.        Все ли люди имеют мировоззрение?

5.        Почему выделяют несколько исторических типов мировоззрения?

 

Литература:

Основная ко всем темам курса:

Петрушенко В.Л. Философия: Учеб. пособие. для студ. высш. уч. заведений. I-IV уровней аккредитации. - М .: Каравелла, 2001.

Причепий Е.Н., Черний А.Н., Гвоздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Философия: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. - М .: Издательский центр «Академия», 2001.

Философия: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. вузов / Бычко И.В. и др. - М., 1993.

Философия: Учеб. пособие для студ. и асп. высш. учеб. зав. / Иван Федотович Надольный (ред.). - М., 2001.

Философия: Учебник для студ. вузов / Георгий Антонович Заиченко (ред.). - М., 1995.

Философия: хрестоматия (от истоков до современности): учеб. пособие. / Под ред. акад. НАН Украины Л.В.Губерського. - М .: Знание, 2009.

Философия: Хрестоматия: учеб. пособие. для бакалавров физико-математических и естественных специальностей / О.В.Комар, А.А.Кравчук, О.В.Руденко и др .; общая ред. докт. философ. н., проф. Добронравовой. - К :, 2010.

 

Дополнительная:

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

Никифоров А. А. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Чистая философия // Избранные произведения. - М., 1994.

http://ae-lib.org.ua/texts/ortega-y-gaset__filosofia__ua.htm

Шинкарук В.И. Философия и культура // Доклад на II Всеукраинском философском конгрессе (27-29 июня 1995 p., г. Киев) // Философская и социологическая мысль. 1995, № 9-10. - С. 220-235.

Шинкарук В.И. Категориальная структура научного мировоззрения // Шинкарук В.И. Избранные произведения в 3-х т. - К, 2003. - Т.3. - Ч.1. - С.164-172.

 

Тема 2. Философия в ее истории

 

Лекция 2,3. Основные этапы и проблемы античной философии, философии Средневековья и Нового времени (4 часа.).

Мифология, зачатки научного знания и обыденное знание как предпосылка формирования философии. Особенности понимания философии в античные времена. Поиск субстанциональных основ вещей в период "ранней классики". Стремление осознать сущность человека, его отношения с обществом - определяющий направление "средней классики. Синтез философского знания, его проблем и методов на этапе" высокой классики ".

Общая характеристика философии Средневековья: основные идеи и персоналии. Своеобразие христианской средневековой философии. Основные идеи и проблемы патристики и схоластики. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: основные идеи и персоналии. Предмет исследования, мировоззрение, натурфилософия эпохи Возрождения.

Общая характеристика философии Нового времени: основные идеи и представители.

Проблема метода в Новое время. Проблема субстанции в Новое время. Особенности познавательной проблематики философии Нового времени. Просвещение как течение философии Нового времени.

 

Лекция 4. От немецкой классической философии к философии современности (1час.)

Классический характер немецкой философии ХVIII-нач.XIX в., ее самые известные представители. Два периода научного творчества Канта. Его "коперниканский переворот в философии". Гносеологические, этические и эстетические взгляды Канта.

Абсолютная Идея и развитие как основные понятия философии Гегеля. Сущность антропологической концепции Фойербаха. Базовые положения марксистской философии.

 

Лекция 5. Философская мысль в Украине (2ч.)

 

Философия Киево-Русской эпохи.

Философское образование в Киево-Могилянской Академии. Философская концепция Сковороды. Философские взгляды П. Юркевича.

 

 

Практические занятия

Занятия 2. Основные этапы и проблемы античной философии (2 ч.)

1. Особенности возникновения философии в Древней Греции.

2. Досократическая философия:

а) проблема первоначала: милетская школа, Гераклит, пифагорейцы;

б) проблема бытия; элеаты, Эмпедокл и Анаксагор.

3. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

4. Софисты и Сократ - антропологический поворот в античной философии ..

5. Философия Платона - общая характеристика.

6. Философия Аристотеля - общая характеристика.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Понимание философии в античные времена.

2.        Проблема первопричины мира в античной натурфилософии.

3.        Проблема бытия в античной философии.

4.        Сущность полемики Сократа с софистами.

5.        Основные идеи философии Платона.

 

 

Контрольные вопросы и задания:

1.        Какие этапы выделяют в развитии античной философии?

2.        Почему представителей философии "ранней классики" называли натурфилософами?

3.        В чем заключается философский смысл апорий Зенона?

4.        Что означает выражение "антропологический поворот в античной философии" и с именами каких мыслителей он связан?

5.        Какими чертами отличалась понимания мира Платоном?

6.        Каким был научный вклад  Аристотеля?

 

 

Дополнительная литература:

Антология мировой философии. - М., 1969. - Т. 1.

Аристотель. Соч. В 4 т. - М., 1975.

Аристотель Никомахова этика. К., 2002.

http://ae-lib.org.ua/texts/aristoteles__nicomachean_ethics__ua.htm

Аристотель Политика. - М., 2003.

Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.

Гегель Г. Лекции по истории философии. - СПб., 1993.

Героклит  О природе // Тихолаз, А. Гераклит. - М.: Абрис, 1995. - С.41-131.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. - М., 1972.

Лосев А. Ф. История античной философии. - М., 1989.

Лукреций. О природе вещей. - М., 1983.

Марк Аврелий. Размышления. - М., 1985.

Платон. Диалоги. - М .: "Основы", 1995.

Платон. Пир. - Л .: Издательство Украинского Католического Университета, 2005.

Рассел Б. История западной философии. - М .: "Основы", 1995

Секст Эмпирик. Соч. В 2 т. - М., 1975.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1996.

http://ae-lib.org.ua/texts/seneca__ad_lucilium_epistularum_moralium__ua.htm

Тит Лукреций Кар О природе вещей // Античная литература: хрестоматия. - М., 1968. - С.407-415. http://ae-lib.org.ua/ texts / lucretius__de_rerum_natura_by_zerov__ua.htm

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1986.

 

Занятия 3. Главные идеи философии Средневековья и Возрождения (2 часа.)

1.      Общая характеристика философии Средневековья: основные идеи и персоналии.

2.      Основные этапы развития средневековой философии:

a) патристика (Аврелий):

б) схоластика (Аквинский).

3. Главные теологические проблемы Средневековья и их философские интерпретации:

а) полемика между номинализмом и реализмом;

б) проблема соотношения веры и знания;

в) проблема человека: душа и тело.

4. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: основные идеи и персоналии.

5. Гуманизм и новый идеал человека.

6. Философия М.Кузанского.

7. Наука эпохи Возрождения (Л.да Винчи, Н.Коперник).

8. Пантеизм Дж.Бруно.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Философия Средневековья и ее связь с христианской религией и теологией.

2.        Попытки доказательства бытия Бога в средневековой философии.

3.        Новая натурфилософия эпохи Возрождения.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.        Какая главная особенность христианской средневековой философии?

2.        Раскройте содержание понятий "апологетика", "патристика", "схоластика".

3.        Какие главные теологические проблемы Средневековья?

4.        К какому знания восстанавливается интерес в эпоху Возрождения?

5.        В чем заключается гуманистический характер философии эпохи Возрождения?

6.        Раскройте содержание понятий "теизм", "пантеизм", "космология".

 

Дополнительная литература:

Августин Святой. Исповедь. - К .: Основы, 1996.

Аквинский Т. Комментарии к аристотелевской «Политика». - К .: Основы. - 2003.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Заветов. - М., 1968.

Боэций. Утешение от философии. - К. : Изд-во Соломии Павлычко "Основы", 2002.

Василий Великий. Морально-аскетические произведения. - Л. : Светильник, 2007.

Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1991.

Данте Алигьери. Божественная комедия. - М., 1992.

Кузанский Н. Об ученом незнании. - Соч. 2-х т. - М., 1979 - Т.1 /http://philsci.univ.kiev.ua/biblio/kuzanski.html

Культура эпохи Возрождения и Реформации. - М., 1981.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

Макиавелли Н. Государь. - М., 1998.

Монтень М. Опыты. - М., 1992.

Мор Т. Утопия. - М., 1978.

Роттердамский Э. Похвала глупости ... - К., 1993.

http://ae-lib.org.ua/texts/erasmus__fool__ua.htm

Соколов В. В. Средневековая философия. - М., 1979.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991.

Федотов Г. П. Социальное значение христианства // Философские науки. - 1991. - № 3.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

 

Занятие 4. Западноевропейская философия Нового времени и эпохи Просвещения (2ч.)

1. Общая характеристика философии Нового времени: основные идеи и представители.

2. Проблема метода в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

3. Проблема эмпиризма в философии Ф. Бэкона (программа "большого восстановления наук", концепция "идолов").

4. Проблема рационализма в философии Р. Декарта (принцип методического сомнения, тезис "cogito ergo sum", учение о "врожденных идеях").

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Естествознание и философия Нового времени.

2.        Взаимосвязь философии и математики в эпоху Нового времени.

3.        Социальная концепция Т. Гоббса.

4.        Проблема субстанции в Новое время: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

5.        Человек как предмет философского анализа в эпоху Просвещения.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.          В чем заключается связь философии Нового времени с математикой и естествознанием?

2.          Почему рационализм считается противоположностью сенсуализма?

3.          В чем заключается сущность взглядов на субстанцию ​​в новоевропейской философии?

4.          Что означает понятие "скептицизм"?

5.          Какая система взглядов и почему получила название Просвещения?

6.          В чем заключается сущность "механистического принципа" философии эпохи Просвещения?

 

Дополнительная литература:

Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч .: В 2 т. - М., 1972 /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/bacon/idol.html

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч .: В 2 т. - М., 1972. /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/bacon/idol.html

Гоббс Т. Левиафан. - К., 2000.

Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 1994.

Декарт Р. Рассуждение о методе. - М .: Тандем, 2001.

Декарт Р. Метафизические размышления. - М .: Юниверс, 2000.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4 т. - М., 1982. - Т.1 /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/leibnitz/mon.html

Лейбниц Г.-В. Принципы природы и благодати, основанные на рацио // Философская мысль: Украинский научно-теоретический журнал. - М., 2008. - № 4. - С. 25-43.

Лок Д. Два трактата об управления. К., 2001.

Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 1974.

Паскаль Б. Мысли. Философская мысль: Украинский научно-теоретический журнал К., 2009. - № 5. - С. 114-139.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном соглашении. - М., 2001.

Спиноза Б. Этика // Избр. произв .: В 2 т. - М., 1957, - Т.2 /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/spinoza/01/00.html

Спиноза Б. Теолого-политический трактат. - М., 2005.

Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. - М., 1984.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. - М., 2003.

 

Занятия 5. Отличительные черты немецкой классической философии (2 ч.)

1.          Общая характеристика немецкого идеализма ХVIII-XIX вв.

2.          Система критической философии Канта.

3.          Диалектическая логика Гегеля.

4.          Система абсолютного идеализма Гегеля.

5.          Характеристика антропологического материализма Фейербаха.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Сущность теории познания Канта.

2.        Натурфилософские концепции философов немецкой классики.

3.        Проблемы этики в немецкой классической философии.

4.        Особенности диалектики Гегеля.

5.        Философская характеристика человека  Л.Фейербахом.

6.        Философская антропология и философия истории К.Маркса.

 

Обработка первоисточников:

 

Контрольные вопросы и задания:

1.        Почему свое объяснение процесса познания Кант называл "коперниканским переворотом в философии"?

2.        Что такое "абсолютная идея" в философии Гегеля?

3.        Из каких философских позиций Фейербах критиковал гегелевскую философию?

 

 

Дополнительная литература:

Гегель. Кто мыслит абстрактно? // Работы разных лет. В 2 т. - М., 1972. - Т.1.

Гегель. Г. Ф. Феноменология духа. - М., 2004.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974-1977.

Кант И. Критика чистого разума. - К., 2000.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. - М., 2005. http://philsci.univ.kiev.ua/biblio/Kant/index.htm

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Второй изд. Т.3.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. филос. произв .: В 2 т. - М., 1995. - Т.1.

Фихте И.Г. Наукоучение в его общих чертах // Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. -СПб .: Мифрил, 1993. - Т.2. - С.771 - 789.

Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. - Ивано-Франковск. - Изд-во "Лилея-НВ", 2003. - С. 110-134.

Шеллинг Ф.В. Об отношении изобразительных искусств к природе // Мыслители немецкого романтизма. - Ивано-Франковск. - Изд-во "Лилея-НВ", 2003. - С. 364-372.

Шеллинг Ф.В.Й. Натурфилософия // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. - М .: "Мысль", 1989. - Т.2. - С.472-495.

 

Занятие 6. Украинская и русская философия (2ч.)

1. Зарождение философских учений в Киевской Руси и их специфические особенности.

2. Философское образование в братских школах и Киево-Могилянской Академии.

3. Философские взгляды Г.Сковороды.

4. "Философия сердца" П. Юркевича.

5. Философия "украинской идеи" (М. Драгоманов, М. Грушевский, Винниченко, Д. Донцов).

6. Философия "всеединства" В. Соловьева.

7. Религиозный экзистенциализм Бердяева.

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Какая содержательная связь существует между древнеславянской мифологией и философией Киево-Русской эпохи?

2. Какое влияние имело христианство на философские идеи мыслителей Киевской Руси?

3. В чем заключается специфика философских курсов профессоров Киево-Могилянской Академии?

4. Что значит понятие "кордоцентризм" в философии Г.Сковороды?

5. В чем заключается суть концепции "трех  миров" в философии Г.Сковороды?

6. Что значит термин "философия сердца"  П. Юркевича?

7. Раскройте смысл понятия "всеединство" в философии Соловьева.

8. Как определяется свобода в концепции Бердяева?

 

Подготовка рефератов из приведенных тем:

 

1. Философские идеи Киево-Русской эпохи, их связь с мифологией и христианской религией.

2. Киево-Могилянская Академия как источник духовности украинского народа.

3. Философские курсы в Киево-Могилянской Академии.

4. Философское творчество Сковороды.

5. Идея "сердца" в украинской философии.

6. Обоснование украинской национальной идеи в философском творчестве выдающихся украинских мыслителей (на выбор).

7. Учение о благотворительности и мораль в философии Соловьева.

8. Человек как центральная проблема философии с точки зрения Бердяева.

 

Литература для чтения

Горский BC История украинской философии: Курс лекций. - М., 1996.

Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI-ХII вв. - Киев, 1988.

История философии в Украине: В 3 т. / Гл. ред. В.И.Шинкарук. -К., 1987.

История философии Украины: Учебник / Ред. М.Ф.Тарасенко. - М., 1994.

История философии Украины: Хрестоматия / Сост. М.И.Тимошик. - М., 1993.

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и eгo время. - М., 1990.

Ничик В.М. Из истории отечественной философии конца ХVII - начала ХVIII веков. - Киев, 1978.

Ничик В. М. Феофан Прокопович. - Киев, 1977.

Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Киевской Руси. - М., 1988.

Попович М.В. Мировоззрение древних славян. - Киев, 1985.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М., 1987.

Философия Возрождения на Украине / Отв. ред. М.В.Кашуба. -К, 1990.

Философская мысль в Киеве: историко-философский очерк / В соч. ред. В.И.Шинкарук. - Киев, 1982.

 

Рекомендуемая литература для содержательного модуля 1

Основные источники:

1        История философии: Учебник / под ред. Владимира Ивановича Ярошовца - М., 2002.

2          История философии. Словарь / Под общ. ред. В.И.Ярошовца. - М., 2005.

3          Краткий справочник по истории философии: от истоков до середины XIX века / Под ред. Т.Д. Пикашовой и В. Л. Чуйко - М., 1997.

4          Орлов С.В. История философии. - СПб., 2006.

5          Петрушенко В.Л. Философия: Учеб. пособие. для студ. высш. уч. зав. I-IV уровней аккредитации. - М .: Каравелла, 2001.

6          Причепий Е.Н., Черний А.Н., Гвоздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Философия: Уч.пособие для студентов высших учебных заведений. - М .: Издательский центр «Академия», 2001.

7          Рассел Б. История западной философии. - М., 1995.

8          Философия: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. вузов / Бычко И.В. и др. - М., 1993.

9          Философия: хрестоматия (от истоков до современности): учеб. пособие. / Под ред. акад. НАН Украины Л.В.Губерского. - М .: Знание, 2009.

10     Философия: Хрестоматия: учеб. пособие. для бакалавров физико-математических и естественных специальностей / О.В.Комар, А.А.Кравчук, О.В.Руденко и др .; общая ред. докт. философ. н., проф. Добронравовой И.С. - К :, 2010.

 

Дополнительные источники:

1.   Августин Святой. Исповедь. - К .: Основы, 1996.

2.   Антология мировой философии. - М., 1969. - Т. 1.

3.   Аристотель. Соч. В 4 т. - М., 1975.

4.   Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.

5.   Бэкон Ф. Новый Органон // Соч .: В 2 т. - М., 1972. /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/bacon/idol.html

6.   Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

7.   Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

8.   Данте Алигьери. Божественная комедия. - М., 1992.

9.   Декарт Р. Метафизические размышления. - М .: Юниверс, 2000.

10. Декарт Р. Рассуждение о методе. - М .: Тандем, 2001.

11. Диоген Лаэртский. В жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

12. Камю А. Бунтующих человек. М., 1990.

13.Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. - М., 2005. http://philsci.univ.kiev.ua/biblio/Kant/index.htm

14.Кузанский Н. Об ученом незнании. - Соч. 2-х т. - М., 1979 - Т.1 /http://philsci.univ.kiev.ua/biblio/kuzanski.html

15.   Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

16.   Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4 т. - М., 1982. - Т.1 /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/leibnitz/mon.html

17.   Лок Д. Два трактата об управления. К., 2001.

18.   Лосев А. Ф. История античной философии. - М., 1989.

19.            Макиавелли Н. Государь. - М., 1998.

20.            Марк Аврелий. Размышления. - М., 1985.

21.            Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Второй изд. Т.3.

22.            Монтень М. Опыты. - М., 1992.

23.            Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 1974.

24.            Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1993.

25.            Платон. Диалоги. - М .: "Основы", 1995.

26.            Рассел Б. История западной философии. - М .: "Основы", 1995

27.            Роттердамский Э. Похвала глупости ... - М., 1993. http://ae-lib.org.ua/texts/erasmus__fool__ua.htm

28.            Руссо Ж.-Ж. Об общественном соглашение. - М., 2001.

29.            Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М., 2001.

30.            Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1996. http://ae-lib.org.ua/texts/seneca__ad_lucilium_epistularum_moralium__ua.htm

31.            Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. - М., 1984.

32.            Соколов В. В. Средневековая философия. - М., 1979.

33.            Спиноза Б. Этика // Избр. произв .: В 2 т. - М., 1957, - Т.2 /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/spinoza/01/00.html

34.            Спиноза Б. Теологически-политический трактат. - М., 2005.

35.            Сумерки богов. М., 1989.

36.            Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.

37.            Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

38.            Шинкарук В.И. Категориальная структура научного мировоззрения // Шикарук В.И. Избранные произведения в 3-х т. - К, 2003. - Т.3. - Ч.1. - С.164-172.

39.            Шинкарук В.И. Философия и культура // Доклад на II Всеукраинском философском конгрессе (27-29 июня 1995 p., Г.. Киев) // Философская и социологическая мысль. 1995, № 9-10. - С. 220-235.

40.            Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление // Мыслители немецкого романтизма. Ивано-Франковск. - Изд-во "Лилея-НВ", 2003.

41.            Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 


Содержательный модуль 2: Теоретическая и практическая философия

Лекция 6.

Особенности перехода от классического до неклассического философствования. Основные направления современной философии (2 ч.)

Принципы и идеалы классической и неклассической западной философии. Причины перехода от классического до неклассического философствования. Своеобразие волюнтаризма Шопенгауэра и Ф. Ницше. Понимание философствования и экзистенции по Кьеркегору. Основные тенденции развития современной западной философии. Наиболее влиятельные направления современной философии.

Лекция 7.

Онтология как философское учение о бытии (2 ч.)

Философское понимание проблемы бытия. Представление об онтологии как учении о бытии. Историко-философские варианты рассмотрения проблемы бытия. Особенности понимания бытия как основы возникновения различных философских концепций. Формы бытия. Соотношение категорий "бытие", "субстанция", "материя". Функции категории "материя" в философии. Способ и формы существования материи.

 

Лекция 8. Проблема сознания (2 ч.)

Философский смысл проблемы сознания и пути ее рассмотрения в истории философии. Основные подходы к объяснению феномена сознания. Наиболее общие свойства сознания. Философское определение сознания и его функции. Сознание, самосознание, язык. Общественное и индивидуальное сознание. Сознательное и бессознательное. Концепции бессознательного.

 

Лекция 9. Человек как предмет философского анализа (2 ч.)

Актуальность философского исследования человека. Основные философско-антропологические проблемы: природа и сущность человека, антропогенез, смысл жизни, смерти и бессмертии, общения и понимания, человек и космос. Понятие о личности. Социализация личности. Ценностные ориентации, свобода, ответственность и кризис личности в современном мире.

 

 


Практические занятия

Занятия 6. Переход от классического до неклассического философствования. Основные направления современной философии (2 ч.)

1.      Кризис классической философии в середине XIX в. и становление новых философских направлений.

2.      Иррационализм и волюнтаризм философии Шопенгауэра.

3.      Критический рационализм и иррационально-экзистенциальная философия Серена Кьеркегора.

4.      Основные концепции "философии жизни" (Ф. Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей).

5.      Философские основы психоанализа, учение о бессознательном (З.Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Сравнительный анализ основных проблем классической и современной западноевропейской философии.

2.        Бытия человека как проблема в экзистенциальной философии.

3.        Проблема Бога в традиционной и современной религиозной философии.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.        Какими причинами был обусловлен переход от классического до неклассического философствования?

2.        Раскройте содержание общего названия "философия жизни".

3.        Какова основная проблематика феноменологической философии?

4.        Что такое «постмодернизм» и какие его философские основы?

 

Дополнительная литература:

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М., 1995.

Хайдеггер М. Путь к языку // дороге к языку. - Л., 2007.

Гуссерль Э. Кризис европейской философии // Современная зарубежная философия. Течения и направления. Хрестоматия. - М., 1996.

Хейзинга Й. Homo ludens. - К, 1994.

Джеймс В. Что такое прагматизм. - К., 2000.

Дильтей В. Возникновение герменевтики // Современная зарубежная философия. Течения и направления. Хрестоматия. - М., 1996.

Камю А. Бунтующих человек. М., 1990.

Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975 /http://ru.philosophy.kiev.ua/library/kuhn/01/00.html

Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1997.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1993.

Рикер П. Конфликт интерпретаций // Слово. Знак. Дискурс. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ в. - Л., 1996.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М., 2001.

Сумерки богов. М., 1989.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.

Тойнби Дж. Исследование истории. В 2-х т. - М., 1995.

Шопенгавер, А. Мир как воля и представление // Мыслители немецкого романтизма. Ивано-Франковск. - Изд-во "Лилея-НВ", 2003.

Ясперс К. Осевая эпоха // «И». - Л., 1990. - №3.

 

Занятия 7. Теоретическое осознание проблемы бытия:

философская онтология (2 ч.)

1.     Основные этапы развития представлений о бытии в истории философской мысли:

а) античность - космогония, космология и онтология (Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель, Эпикур)

б) религиозно-философское толкование бытия в Средневековье;

в) сциентификация и субстанционализация проблемы бытия в философии Нового времени и немецкой классической философии;

г) марксистская диалектико-материалистическая концепция бытия;

д) проблема бытия в русской религиозной философии конца XIX - начала XX в ..

2. Понятие материи и ее структура:

а) проблема противоположности материи и сознания;

б) различие философского понятия материи от естественнонаучного;

в) проблема самоорганизации и системности материального мира.

3. Проблема детерминизма как принципа философского объяснения мира.

4. Пространство и время как формы бытия материи.

5. Движение как способ существования материи:

а) многообразие форм движения материи;

б) идея развития;

в) прогресс как проблема;

г) диалектика как общая теория развития.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Сравнительный анализ понимания Абсолюта  Парменидом и в христианском учении о Боге.

2.        Философское решение проблемы бытия как отражение мировоззрения эпохи (античность, Средневековье, Новое время, XX в.).

3.        Проблема бытия в философии М. Хайдеггера.

4.        Эволюция понятия "материя" в философии и науке.

5.        Синергетика: содержание и основные проблемы.

6.        Детерминизм как принцип философского осмысления мира.

7.        Сравнительный анализ субстанционной и реляционной концепций пространства и времени.

8.        Проблема прогресса и его критериев.

 

Контрольные вопросы и задачи

1.        Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

2.        В чем сущность парменидового понимание бытия?

3.        Кто из античных философов не воспринял парменидового толкования бытия и почему?

4.        В чем заключается специфика средневекового толкования проблемы бытия?

5.        Какие изменения в понимании проблемы бытия состоялись в философии Нового времени?

6.        Как повлияла специфика российского мировоззрения на философское решение проблемы бытия?

7.        Раскройте содержание высказывания "онтологический поворот в философии XX в.".

8.        Есть ли содержательная связь между мировоззрением человека XX в. и философским решением проблемы бытия, и если есть - почему?

9.        Что такое материя и какова ее структура?

10.   Какие формы движения материи Вы знаете?

11.   Как соотносятся понятия "материя" и "субстанция"?

12.   Как соотносится естественнонаучное и философское понимание материи?

13.   Как соотносятся понятия "движение", "развитие", "прогресс"?

14.  Какие законы и категории диалектики Вы знаете и в чем заключается их основное содержание?

Литература:

Основная литература ко всем тем:

 

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб., 2006.

Охрименко О. Фундаментальные философские проблемы. - М., 2002.

Петрушенко В.Л. Философия: Учеб. пособие. для студ. высш. уч. зав. I-IV уровней аккредитации. - М .: Каравелла, 2001.

Причепий Е.Н., Черний А.Н., Гвоздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Философия: Уч.пособие для студентов высших учебных заведений. - М .: Издательский центр «Академия», 2001.

Философия: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. вузов / Бычко И.В. и др. - М., 1993.

Философия: Учеб. пособие. для студ. и асп. высш. учеб. закл. / Иван Федотович Надольный (ред.). - М., 2001.

Философия: Учебник. для студ. вузов / Георгий Антонович Заиченко (ред.). - М., 1995.

Философия: хрестоматия (от истоков до современности): учеб. пособие. / Под ред. акад. НАН Украины Л.В.Губерского. - М .: Знание, 2009.

Философия: Хрестоматия: учеб. пособие. для бакалавров физико-математических и естественных специальностей / О.В.Комар, А.А.Кравчук, О.В.Руденко и др .; общая ред. докт. философ. н., проф. Добронравовой И.С.. - К :, 2010.

 

 

Занятия 8. Проблема духа и сознания (2 часа.)

1. Проблема духа и сознания в истории философской мысли:

а) метафора сознания в культуре и философии античности;

б) христианская концепция внутреннего духовного мира;

в) концептуальные изменения в решении проблемы сознания в философии Нового времени

г) проблема духа и сознания в немецкой классической философии;

д) диалектико-материалистическая концепция сознания К.Маркса;

е) современные философские концепции сознания.

2. Сознание как философская категория. Истоки сознания.

3. Структура сознания. Сознание и самосознание.

4. Сознание и бессознательное: К.Маркс и Фрейд.

5. Сознание и мышление. Сознание и речь.

6. Проблема идеального и варианты ее решения.

7. Понятие общественного сознания. Структура общественного сознания.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1.        Общественный и личностно индивидуальное содержание сознания: связь и различие.

2.        Сознание и личность.

3.        Проблема сознания в украинской философии.

4.        Проблема сознания в философии Востока.

5.        Сознание и бессознательное: сравнительный анализ концепций Маркса и 3.Фрейда.

6.        Идеи Фрейда о бессознательном в художественной культуре XX в.

7.        Проблема сознания в современной философии.

 

Контрольные вопросы и задачи

1.        В чем заключаются трудности философского решения проблемы сознания?

2.        Какой метафорой пользовались древние греки для описания сознания и почему?

3.        В чем заключается связь средневекового понимания сознания с геоцентрическим мировоззрением?

4.        Почему в религиозной философии сознание понимается как бремя и "крест"?

5.        Какие концептуальные изменения в рассмотрении проблемы сознания состоялись в философии Нового времени?

6.        Каков смысл и социальные предпосылки марксовой концепции сознания?

7.        В чем заключается сходство и различие марксовой и фрейдовская концепций бессознательного?

8.        Что такое сознание,  какова его структура и истоки?

9.        Раскройте содержание понятий "самосознание", "идеальное", "духовное".

10.   Какие исторические и современные варианты решения проблемы идеального Вы знаете?

11.   Что такое общественное сознание и какова его структура?

12.   Какие современные концепции сознания Вы знаете?

 

 

Дополнительная литература:

Бондаренко Л. И. Основные этапы становления сознания. - Киев, 1979.

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980.

Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. -М., 1974.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопp. философии. - 1990. - N 10.

Общественное сознание и его формы / Отв. ред. В.И.Толстых. - М., 1986.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

Фрейд З. Я и Оно // Избранное. - М., 1989.

Юнг К. Коллективное бессознательное. - М., 1995.

 

Занятия 9. Человек как предмет философского анализа (1час)

1.     Образы человека в истории философской мысли:

а) представление о природе человека в античной и средневековой философии;

б) концепция "естественного человека" в эпоху Возрождения;

в) марксистская концепция человека;

г) современная философская антропология и антропологическое направление в западноевропейской философии XX в.

2. Проблема сущности человека:

а) человек как субъект практической деятельности;

б) человек как субъект исторического процесса;

в) биопсихосоциальная целостность человека.

3. Проблема антропосоциогенеза.

4. Проблема смысла человеческого существования и многообразие способов ее решения.

5. Свобода и ответственность личности.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка рефератов из приведенных тем:

1. Психоанализ и проблема человека.

2. Проблема человека в экзистенциализме.

3. Основные черты марксистского понимания человека.

4. Расизм и проблема соотношения биологического и социального в человеке.

5. Значение и границы проблемы смысла жизни.

6. Полифония философских версий места человека во Вселенной.

7. Специфика понимания личности в различных типах культур.

8. Личность и ее свобода во взглядах мировых религий.

9. Проблема свободы и ответственности человека на современном этапе развития мировой цивилизации.

10. Проблемы жизни и смерти в конце XX в. и пути их решения.

 

 

 

Контрольные вопросы и задачи

1.        Какие, на Ваш взгляд, причины роста интереса к антропологической проблематике?

2.        Почему многие философы и мыслители говорят о человеке как о тайне?

3.        Какие Вы знаете основные черты господствующего понимания человека во времена античности, Средневековья и в Новое время?

4.        Какова роль деятельностной парадигмы в понимании человека?

5.        Раскройте содержание понятия "Антропосоциогенез" и подходов к пониманию сущности антропосоциогенеза.

6.        В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие варианты решения этой проблемы Вы знаете?

7.        В чем заключается уникальность личности человека?

8.        Какие типы отношения к жизни и смерти Вы знаете?

9.        В чем смысл бессмертия человека?

10.   Какие пути преодоления кризиса личности на рубеже XX и XI ст. Вы можете предложить?

        Дополнительная литература:

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

Григоръян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. - М., 1986.

Камю А. Бунтующих человек. - М., 1990.

Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М .: ВПЛУ, 1973.

Рикер П. Человек как предмет философии // Вопр. философии. - 1989. - № 2.

Табачковский В. Жизненный мир человека и познания: персоналистическая интерпретация / Философская мысль, 2006. - №2.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1990.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Шелер М. Сущность нравственной личности / Современная зарубежная философия. Течения и направления. Хрестоматия: Учебное пособие / Составители В.В.Лях, В.С.Пазенок. - М .: Ваклер, 1996.

 

Рекомендуемая литература для содержательного модуля 2

Основные источники:

1          Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб., 2006.

2       Князев В.Н. Философия: Краткий курс / Межрегиональная академия управления персоналом. - 2.Виды. - М., 1997.

3          Петрушенко В.Л. Философия: Учеб. пособие. для студ. высш. уч. заведений образования I-IV уровней аккредитации. - М .: Каравелла, 2001.

4          Причепий Е.Н., Черний А.Н., Гвоздецкий В.Д., Чекаль Л.А. Философия: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М .: Издательский центр «Академия», 2001.

5          Проблема человека в западной философии / Сост. П.С.Гуревич. - М., 1988.

6          Философия: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. вузов / Бычко И.В. и др. - М., 1993.

7          Философия: Учебник. для студ. вузов / Георгий Антонович Заиченко (ред.). - М., 1995.

8          Философия: Учеб. пособие. для студ. и асп. высш. учеб. заведений. / Иван Федотович Надольный (ред.). - М., 2001.

9          Философия: хрестоматия (от истоков до современности): учеб. пособие. / Под ред. акад. НАН Украины Л.В.Губерского. - М .: Знание, 2009.

10      Философия: Хрестоматия: учеб. пособие. для бакалавров физико-математических и естественных специальностей / О.В.Комар, А.А.Кравчук, О.В.Руденко и др .; общая ред. докт. философ. н., проф. Добронравовой И.С. - К :, 2010.

 

дополнительные источники

1.   Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопр. философии. - 1989.- № 2.

2.   Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. - М., 1991.

3.   Бердяев Н.А. В назначении человека. - М., 1993.

4.   Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

5.   Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

6.   Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Под редакцией докт.геогр.наук профессора В.С.Жекулина. Второй изд. испр. и доп. - Л .: Издательство Ленинградский университета. - 1989.

7.   Ильин В.В. Критерии научности знания. - М., 1989.

8.   Камю А. Бунтующих человек. - М., 1990.

9.   Кедровский О.И. Методы построения теоретической системы знания: диалог философа и математика. - Киев, и 982.

10.            Копнин П. В. гносеологические и логические основы науки. -М., 1974.

11.            Кун Т. Структура научных революций. - М., 2009.

12.            Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. - М., 1980.

13.            Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопp. философии. - 1990. - N 10.

14.            Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М .: ВПЛУ, 1973.

15.            Пуанкаре А. О науке. - М., 1983.

16.            Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - Киев, 1997.

17.            Рикер П. Человек как предмет философии // Вопр. философии. - 1989. - № 2.

18.            Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Очерк феноменологической онтологии / Пер. с фр. В. Лях, П. Таращук. - М .: Издательство Соломии Павлычко "Основы", 2001.

19.            Современные теории познания / Отв. ред. В.А.Лекторский. - М., 1992.

20.            Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

21.            Степин B.C Теоретическое знание. - М., 2000.

22.            Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1990.

23.            Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

24.            Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

25.       Фрейд З. Я и Оно // Избранное. - М., 1989.

26.            Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

27.            Хакен Г. Синергетика. - М., 1980.

28.            Шпенглер О. Закат Европы // Основа. - 1996. - №8 (30).

29.            Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.

30.            Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.


Письменная работа "Анализ философского текста".

Форма контроля: собеседование по результатам выполнения письменной работы.

Требования к работе "Анализ философского текста".

1. Выбор текста: студент самостоятельно выбирает текст, руководствуясь программой курса и списком рекомендуемой литературы. Окончательный выбор текста должен быть согласован с преподавателем.

Критерии выбора:

- Традиция и время создания: европейская философия; от античности до середины ХХ века;

- Автор: основоположник или выдающийся представитель известной философской школы или направления;

- Текст: теоретическая работа, которая дает представление о философской позиции автора; желательно целостный текст или логически завершенный фрагмент;

- Объем текста: не менее 10 страниц, желательно не более 50 страниц.

2. Порядок работы.

Первый этап: ознакомление с текстом.

Второй этап: выбор фрагмента для комментария (согласовывается с преподавателем).

Третий этап: выполнение и оформление работы.

3. Требования к оформлению.

Работа выполняется письменно и состоит из следующих частей:

1. Введение (объем 1 стр.).

1.1. Точное указание автора, названия текста и исходных данных (книга, сайт и т.д.).

1.2. Краткая справка об авторе текста: даты жизни, образование, творческий путь, вклад в историю философской мысли.

1.3. Краткая справка о тексте: история создания, место и время издания, роль данной работы в творчестве философа и его место в истории философии.

2. Анализ текста (объем 3 стр.)

2.1. Формальная характеристика и структура (композиция), стиль, язык и т.п.

2.2. Содержательная характеристика: тема работы, основные проблемы, способы их решения, аргументация, и тому подобное.

2.3. Комментарий фрагмента текста: выполняется в свободной форме, включает: обоснование выбора фрагмента, указание цели и метода комментария, ключевые цитаты *, содержательный вывод.

Ссылки оформляются в соответствии с общими требованиями к цитированию.

Главное требование - четкое указание авторства конкретного заключения.

3. Эссе - собственные размышления по тексту (объем 1 стр.).

 

Перечень вопросов, выносимых на экзамен

1.                    Определение понятия "философия". Философия, методы и ее значение.

2.                    Основные разделы философского знания. Значение философии для человека.

3.                    Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

4.                    Исторические типы мировоззрения (общая характеристика).

5.                    Мифология как тип мировоззрения.

6.                    Религия как тип мировоззрения.

7.                    Философия как тип мировоззрения.

8.                    Философия и наука.

9.                    Досократовская философия.

10.               Античная философия классического периода (общая характеристика).

11.               Первые греческие мудрецы. Милетская школа.

12.               Наивная диалектика древнегреческих мыслителей  Гераклит из Эфеса.

13.               Антропологический поворот в античной философии. Сократ.

14.               Античный атомизм. Общая характеристика и представители.

15.               Идеалистическая философия Платона (учение об идеях, теория познания).

16.               Философия Аристотеля. Общая характеристика философской системы.

17.               Учение о материи и форме у Аристотеля.

18.               Основные этапы развития и направления средневековой европейской философии (общая характеристика).

19.               Понятие патристики. Философия Августина Аврелия.

20.               Понятие схоластики. Философия Фомы Аквинского.

21.               Спор об универсалиях в средневековой философии: номинализм и реализм.

22.               Проблема человека в христианском вероучении.

23.               Пантеизм М.Кузанского.

24.               Космология Дж .Б руно.

25.               Философские взгляды в трудах естествоиспытателей: Н.Коперник, Г. Галилей , Л.да Винчи.

26.               Философия эпохи Возрождения (основные идеи и представители).

27.               Общая характеристика Нового времени.

28.               Проблема метода  и знания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

29.               Философия Ф. Бэкона (концепция "идолов", индуктивный метод познания).

30.               Философия Р. Декарта (методологическое сомнение, тезис "мыслю - значит существую", дедуктивный метод познания).

31.               Философия эпохи Просвещения. Общая характеристика, основные проблемы и представители.

32.               Общая характеристика и основные проблемы рассмотрения в немецкой классической философии.

33.               Теория познания Канта (понятие "вещь в себе", априоризм и трансцендентализм).

34 . Философская система Гегеля.             

35 . Антропологический материализм Л.Фейербаха.             

36 . Философская мысль эпохи Киевской Руси.             

37 . Формирование и развитие украинского романтизма Г.Сковороды.             

38 . Философия в Киево-Могилянской Академии.             

39 . Современный философский иррационализм (общая характеристика).             

40 . "Философия жизни" и ее виды.             

41 . Основные этапы развития представлений о бытии: античность.             

42 . Основные этапы развития представлений о бытии: Средневековье.             

43 . Основные этапы развития представлений о бытии: Новое время и немецкая классическая философия.             

44 . Метафора сознания в культуре и философии античности.             

45 . Христианская концепция внутреннего духовного мира.             

46 . Проблема сознания  в философии Нового времени.             

47 . Представление о природе человека в античной и средневековой философии.             

48 . Современная философская антропология.             

Пример тестового задания:

 

1. Аристотель был учителем:

А) Платона; Б) Филиппа Македонского;

В) Александра Македонского; Г) Филона Александрийского.

2. Верны следующие суждения о развитии науки?

2.1. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

2.2. Научное знание невозможно без мифов и легенд.

А) Верно только 2.1; Б) Верно только 2.2; В) Верные оба суждения; Г) Неверные оба суждения.

3. « В рефлексивной ф илософия я вообще имею в виду способ мышления, который берет начало от картезианского Cogito и продлен Кантом». Это сказал:

А) Рикер; Б) Рассел; В) Мамардашвили; Г) Ортега-и-Гассет.

4.Исполнение популярной эстрадной песни является частью:

А) народной культуры; Б) гражданской культуры; В) массовой культуры; Г) элитарной культуры.

5. Результатом чувственного познания, в отличие от рационального, являются:

А) обобщенное суждение о предмете; Б) понятие о предмете; В) конкретный образ предмета; Г) объяснения причин изменения предмета.

6. «Книга природы написана на языке математики». Эти слова относятся:

А) Декарту; Б) Лейбницу; В) Галилею; Г) Паскалю.

7. Основным характерным признаком человеческого сознания являются:

А) способность отражать материальные предметы в идеальной форме; Б) зведенисть сугубо в функции мозга и центральной нервной системы; В) воспроизводственный характер; Г) репродуктивный характер.

8. Верные следующие суждения о формах познания?

8.1. Представление как форма познания предполагает непосредственное влияние реальности на органы чувств.

8.2. Восприятие предоставляет информацию о форме предмета, и не более.

А) Верно только 2.1; Б) Верно только 2.2; В) Верные оба суждения; Г) Неверные оба суждения.

9.      Религиозная вера предполагает:

А) желание открыть душу навстречу вере, надежде и любви; Б) веру в сверхъестественное; В) веру в то, что мир наполнен смыслом; Г) веру в одухотворенность природы.

10.            Основной характеристикой времени считают

А) возвратность; Б) продолжительность; В) симметричность; Г) синхронность.

 

 

Internet-литература

http://philsci.univ.kiev.ua/ Сайт кафедры философии и методологии науки.

http://www.philosophy.ru/ Зеркало в Киевском университете Философия в России. Наиболее полное отражение философии в интернете на русском языке.

http://ihtik.lib.ru/index.html Электронная библиотека Ихтика. Много философской литературы книги, авторефераты, диссертации, статьи, сборники материалов конференций и очень много учебников по философии.

http://www.iu.ru/ Российский гуманитарный интернет-университет.

http://plato.stanford.edu/ Философская энциклопедия Станфордского университета. (На английском языке).

http://www.nietzsche.ru/ Страница посвящена Ф. Ницше. Произведения, биография, библиография и др. (На русском языке)

http://rw.web.ur.ru/ph_main.html Словарь терминов по философии (На русском языке)

http://www.uct.kiev.ua/~sofi/ Центр практической философии.

http://www.synergetics.org.ua/ Украинское синергетическое общество.

http://elenakosilova.narod.ru/l.html Подборка ссылок на философские сайты и библиотеки.

 



[1] Рабочая программа учебной дисциплины является нормативным документом высшего учебного заведения и содержит изложение конкретного содержания учебной дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения и их объем, определяет формы и средства текущего и итогового контролей.

[2] Разрабатывается лектором. Рабочая программа учебной дисциплины рассматривается на заседании кафедры (цикловой комиссии - для колледжей), научно-методической комиссии факультета / института (совете учебного заведения - колледж), подписывается заведующим кафедрой (председателем цикловой комиссии), председателем научно-методической комиссии факультета / института (председателем совета) и утверждается заместителем декана / директора института по учебной работе (заместителем директора колледжа).

[3] В случае чтения дисциплины, не являющейся профильной для факультета или института обязательно согласования с научно-методической комиссией профильного факультета. В случае экономических и юридических наук согласования с предметной комиссией по экономическим и юридическим наукам при Научно-методическом совете Университета.