КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

Философский факультет

Кафедра философии и методологии науки

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            Зам. декана 

                                                                             философского факультета

                                                                             Нелипа Д.В.       

                                                                    ______________________

                                                                             «____» ______________202__ года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   

 ФИЛОСОФИЯ

для студентов

отрасль знаний                                 04 Естественные науки                          

специальность                                  091 Биология                         

образовательный уровень               Бакалавр                      

вид дисциплины                               обязательная                     

Форма обучения                               дневная                   

Учебный год                                     2021/2022                     

Семестр                                             5                                   

Количество кредитов ЭСТS            4      

Язык преподавания                          русский                            

Форма заключительного контроля экзамен  

Преподаватель: Петрущенков Сергей Петрович, к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки;

Пролонгировано: на 20__/20__ у.г. ________(_________) «__»___ 20__г.      

                                на 20__/20__ у.г. __________(________) «__»___ 20__г.

                                на 20__/20__ у.г. __________(________) «__»___ 20__г.

 

КИЕВ – 2021


Разработчик: Петрущенков Сергей Петрович, к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки

 

 

Утверждено «27» августа 2021 г.

Протокол №1 от «27» августа 2021 г.

Зав. кафедры философии и методологии науки

______________________ (Добронравова И.С.)

 

 

  

Одобрен научно-методической комиссией философского факультета

  

Протокол от «_____» _____________________ 201__ года №__

Председатель научно-методической комиссии ________ (Масликова И.И.) 

 

«_____» _________________ 20___ года

 

 Одобрен научно-методической комиссией ННЦ "Институт биологии и медицины"

 Протокол от «_____» _____________________ 201__ года №__

Председатель научно-методической комиссии __________ (____________) 

 

«_____» _________________ 20___ года

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

1. Цель дисциплины – обеспечить усвоение специфики философского постижения действительности, ознакомить с существующими философскими концепциями, раскрывающими полифонизм и плюрализм философского мышления, создать условия для формирования мировоззренческо-методологической культуры студентов.

2. Требования к выбору учебной дисциплины:

- До начала изучения этого курса студенты должны знать основные этапы и характеристики историко-культурного процесса, основанные на знаниях школьной программы дисциплин «Истории», «Человека и мир», «Художественной культуры», «Этики».       

- Уметь собирать и интерпретировать информацию о феноменах и явлениях мира и культуры, понимать сущность философских проблем, тем, идей, уметь анализировать философские и научные тексты.       

- Обладать элементарными навыками восприятия и анализа информации; критического отношения и прогнозирования по отношению к политическим, экономическим, культурным событиям и явлениям.       

3. Аннотация учебной дисциплины:

Дисциплина «Философия» относится к перечню дисциплин выбора вуза и преподается в 5 семестре бакалаврата при подготовке по области знаний "Биология". Учебная дисциплина «Философия» позволяет приобщить студентов к мировоззренческой и методологической культуре, накопленной человечеством за всю историю своего существования, показать целостный, интегративный характер знаний об окружающем мире, подчеркнуть принципиальную важность для каждого человека его свободного мировоззренческого самоопределения, выбора активной жизненной позиции, создания добра путем укрепления собственной деятельностью государства и общества.

Философия – это мировоззренческая и одновременно методологическая основа, на базе которой происходит усвоение гуманитарных, общеобразовательных, фундаментальных и прикладных дисциплин. В значительной степени именно благодаря философии становится возможным выход сознания студентов за пределы узкопрофессиональной подготовки, ориентация на общечеловеческие ценности.

4. Задачи (учебные цели) – научить студентов самостоятельно ориентироваться в палитре философских направлений, течений и школ; сформировать умение соотносить философские, мировоззренческие идеи и теории с практикой общественной жизни, включая исследования предельных оснований, наиболее общих и глубоких идей и принципов, которые человек должен использовать в своей жизни и деятельности, в понимании действительности и отношении к ней.

 

Дисциплина направлена ​​на формирование следующих программных компетентностей:

интегральная:

- способность применять полученные знания, решать сложные задачи и практические проблемы профессиональной деятельности врача с применением теорий, положений, принципов и норм гуманитарных, фундаментальных и клинических наук в условиях информационности и комплексности. 

 

общие:

- способность к абстрактному мышлению;  

- способность к анализу и синтезу полученной информации;  

- умение формировать, упорядочивать, последовательно выражать свои мысли;  

- умение составлять и реализовывать планы и личные проекты;  

- способность к интерактивному использованию средств обучения;  

- умение производить обработку и интерпретацию эмпирических данных;  

- стремление к автономной деятельности;  

- умение функционировать в гетерогенных группах;  

- готовность действовать в соответствии с нормами морали и этическими принципами;  

- способность определять и обосновывать цели, соответствующие собственным ценностям и смысл жизни;  

- способность сотрудничать, проявлять инициативу и поддерживать отношения с другими;  

- умение применять теоретические знания и приобретать практический опыт при решении жизненных и профессиональных задач;   

- способность использовать информационные технологии в повседневной жизни;  

- способность к самоорганизации и свободному развитию личности.  

 

специальные (профессиональные, предметные):

- способность к логическому, диалектическому мышлению;    

- умение владеть навыками дефиниции философских понятий;    

- способность к усвоению теоретико-методологического базиса философской науки;    

- способность к последовательному воспроизводству развития историко-философских учений, системы философии и практической философии;    

- способность проявлять свою мировоззренческую позицию;    

- умение решать тестовые задания разной сложности;    

- умение вести философско-терминологический словарь;    

- умение искать и накапливать информацию по философской проблематике;   

- способность реферировать первоисточники и научные публикации по философии;   

- умение реализовывать на практике усвоенные теоретико-философские знания;   

- умение анализировать механизмы развития и взаимодействия природных, социальных и культурных процессов;   

- способность априорно синтезировать приобретенные знания по философским дисциплинам в целостное мировосприятие и миропонимание.   

- умение предусматривать проблемы и процессы, связанные с сохранением окружающей среды и развитием социокультурной жизни;   

- умение владеть методами и приемами ведения диалога, дискуссии.   

 Детализация компетентностей согласно дескрипторов НРК в форме «Матрицы компетентностей».

 Матрица компетентностей

Компетентность

Знание

Умение

Коммуникация

Автономия и ответственность

 

Общие

 

1.

Способность к абстрактному мышлению

+

+

 

+

2.

Способность к анализу и синтезу полученной информации

+

+

+

+

3.

Умение формировать, упорядочивать, последовательно высказывать свои мысли

+

+

+

+

4.

Умение составлять и реализовывать планы и личные проекты

+

+

+

+

5.

Способность к интерактивному использованию средств обучения

+

+

+

+

6.

Умение производить обработку и интерпретацию эмпирических данных

+

+

+

+

7.

Стремление к автономной деятельности

+

+

+

+

8.

Умение функционировать в гетерогенных группах

 

+

+

+

9.

Готовность действовать в соответствии с нормами морали и нравственными принципами

+

+

+

+

10.

Способность определять и обосновывать цели, соответствующие собственным ценностям и смысл жизни

+

+

+

+

11.

Способность сотрудничать, проявлять инициативу и поддерживать отношения с другими

 

+

+

+

12.

Умение применять теоретические знания и приобретать практический опыт при решении жизненных и профессиональных задач 

+

+

+

+

13.

Способность использовать информационные технологии в повседневной жизни

+

+

+

+

14.

Способность к самоорганизации и свободному развитию личности

+

+

+

+

 

Специальные (профессиональные, предметные)

 

1.

Способность к логическому, диалектическому мышлению

+

+

 

+

2.

Умение владеть навыками дефиниции философских понятий

+

+

+

+

3.

Способность к усвоению теоретико-методологического базиса философской науки

+

+

+

+

4.

Способность к последовательному воспроизводству развития историко-философских учений, системы философии и практической философии

+

+

+

+

5.

Способность проявлять свою мировоззренческую позицию

+

+

+

+

6.

Умение решать тестовые задания разной сложности

+

+

 

+

7.

Умение вести философско-терминологический словарь

+

+

+

+

8.

Умение искать и накапливать информацию по философской проблематике

+

+

+

+

9.

Способность реферировать первоисточники и научные публикации по философии

+

+

+

+

10.

Умение реализовывать на практике усвоенные теоретико-философские знания

 

+

+

+

+

11.

Умение анализировать механизмы развития и взаимодействия природных, социальных и культурных процессов

+

+

 

+

12.

Способность априорно синтезировать приобретенные знания по философским дисциплинам в целостное мировосприятие и миропонимание

+

+

+

+

13.

Умение предусматривать проблемы и процессы, связанные с сохранением окружающей среды и развитием социокультурной жизни

+

+

+

+

14.

Умение владеть методами и приемами ведения диалога, дискуссии

+

+

+

+

 5. Результаты обучения:

Результат обучения

1. знать; 2. уметь; 3. коммуникация 4. автономность и ответственность

Методы преподавания и обучения

Методы оценки

Процент в итоговой оценке по дисциплине

Код

Результат обучения

 

Знать:

 

 

 

1.1

История формирования и развития философии, ее основные проблемы, направления и школы

Лекция, семинар, самостоятельная работа

Устный доклад, письменная контрольная работа, экзаменационная работа

6

1.2

Специфику методологии познавательного и ценностного освоения человеком действительности

Лекция, семинар, самостоятельная работа

Устный доклад, письменная контрольная работа, экзаменационная работа

6

1.3

Понятийный аппарат философского знания

Лекция, самостоятельная работа

Письменная контрольная работа, экзаменационная работа

7

1.4

Основные пути (способы) философствования

Лекция, семинар, самостоятельная работа

Устный доклад, письменная контрольная работа, экзаменационная работа

6

1.5

Основные философские проблемы (бытие, материя, сознание, человек, общество, природа, практика, познание, ценности и т.п.) и специфику их трактовки в разных философских школах

Семинар, самостоятельная работа

Устный доклад, презентация самостоятельного исследования, письменная контрольная работа, экзаменационная работа

7

1.6

Место и роль философии в обществе, ее основные функции и задачи

Лекция, семинар, самостоятельная работа

Устный доклад, письменная контрольная работа, экзаменационная работа

8

 

Уметь:

 

 

 

2.1

Самостоятельно прорабатывать философские тексты, осуществлять их критический анализ

Семинар, самостоятельная работа

Устные доклады, презентация самостоятельного исследования, анализ философского текста, экзаменационная работа

7

2.2

Сравнивать мировоззренческие парадигмы, идеологические и религиозные конструкции, концепции,

выделять их сильные и слабые стороны;

 

Семинар, самостоятельная работа

Устные доклады, презентация самостоятельного исследования, экзаменационная работа

7

2.3

Оперировать понятийным аппаратом философии, развивать абстрактное мышление

Семинар, самостоятельная работа

презентация самостоятельного исследования, письменная контрольная работа, экзаменационная работа

6

2.4

Обосновывать и отстаивать собственную мировоззренческую и жизненную позиции, выявлять, ставить и решать проблемы

Семинар, самостоятельная работа

Устные доклады, дискуссии, презентация самостоятельного исследования, анализ философского текста

7

2.5

Применять полученные знания при анализе и оценке общественных процессов и явлений

Семинар, самостоятельная работа

Устные доклады, дискуссии, письменная контрольная работа

6

2.6

Анализировать историко-философский процесс, предметную область различных философских и естественных дисциплин. 

Семинар, самостоятельная работа

Устные доклады, презентация самостоятельного исследования, экзаменационная работа

7

 

Коммуникация:

 

 

 

3.1

использовать знания иностранных языков для анализа информационных интернет-ресурсов, чтение новейшей философской литературы в подготовке к семинарским занятиям и написание самостоятельных работ;

Семинары, самостоятельная работа

Устные доклады, анализ философского текста

3

3.2

презентовать результаты проведенных исследований и осуществленной самостоятельной работы в виде докладов, сообщений, эссе, презентаций, конспектов;

Семинары, самостоятельная работа

Устные доклады, дискуссии, презентация самостоятельного исследования, анализ философского текста

3

3.3

Вести полемику по философским вопросам на основе владения категориально-понятийным аппаратом философии

Семинары

Дискуссии

3

 

Автономность и ответственность:

 

 

 

4.1

Самостоятельно искать и критически прорабатывать литературу из разных источников;

Самостоятельная работа

Устные доклады, дискуссии, презентация самостоятельного исследования, анализ философского текста

4

4.2

решать самостоятельно комплексные задачи, поставленные в индивидуальных работах;

Семинары, самостоятельная работа

Устные доклады, дискуссии, презентация самостоятельного исследования,

4

4.3

Самостоятельно принимать и обосновывать свои решения 

Семинары, самостоятельная работа

Устные доклады, презентация самостоятельного исследования, экзаменационная работа

3

  6. Соотношение результатов обучения дисциплине с программными результатами обучения (необязательно для выборочных дисциплин)

Результаты обучения дисциплине

Программные результаты обучения

1. Знать

2. Уметь

3. Коммуникация

4. Автономность и ответственность

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

1

2

3

 ПРН-У-1 Реализовывать свои права и обязанности как члена общества, осознавать ценности гражданского (свободного демократического) общества и необходимость его устойчивого развития, верховенства права, прав и свобод человека

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

 

+

 ПРН-В-2

Сохранять и приумножать нравственные, культурные, научные ценности и достижения общества на основе понимания истории и закономерностей развития предметной области, ее места в общей системе знаний о природе и обществе и в развитии общества, техники и технологий

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 ПРН-У-5

Способность к использованию правовых и нравственных норм поведения в профессиональной деятельности

 

 

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

7. Структура курса: в курсе предусмотрены 2 содержательные части. Занятия проводятся посредством лекций, семинаров, по использованию интерактивных методов обучения. Завершается дисциплина экзаменом.

Первая часть курса « Философская пропедевтика » посвящена раскрытию содержания понятий философия и мировоззрение, определению предмета, функций методов философии, ее историческому развитию.

Вторая часть курса « Теоретическая и практическая философия » рассматривает основные фундаментальные проблемы философии.

8. Схема формирования оценки:

          Контроль знаний осуществляется по системе ECTS, которая предусматривает двухуровневую оценку усвоенного материала, в частности оценивание теоретической подготовки – результаты обучения ( знание 1.1 – 1.6), что составляет 50% от общей оценки и оценивания практической подготовки – результаты обучения ( умение 2.1-2.6); ( коммуникация 3.1-3.3); ( автономность и ответственность 4.1-4.3), что составляет 50% от общей оценки.

Критерии оценки:

Устный ответ:       

5 баллов – студент в полном объеме владеет учебным материалом, свободно и аргументированно его излагает, глубоко и всесторонне раскрывает содержание поставленной задачи, используя обязательную и дополнительную литературу, первоисточники.

4 балла – студент в достаточном объеме владеет учебным материалом, свободно его преподает, но может не хватать аргументации в пояснениях, в основном раскрывает содержание поставленной задачи, использует обязательную литературу. Допускаются несущественные неточности.

3 балла – в целом владеет учебным материалом, но не демонстрирует глубины знаний, не опирается на необходимую учебную литературу, первоисточники. Обладает ответными существенными неточностями.

2 балла – не в полном объеме владеет материалом, фрагментарно и поверхностно его излагает, недостаточно раскрывает содержание поставленных вопросов. Имеет существенные ошибки в ответе.

 Дополнение / дискуссия:       

2 балла – дополнение содержательное, обстоятельное, конструктивно дополняющее обсуждение темы.

1 балл – дополнение содержит информацию, существенно не расширяющую дискуссию.

 Самостоятельная работа:       

10-9 баллов студент в полном объеме владеет учебным материалом, свободно и аргументированно его излагает, глубоко и всесторонне раскрывает содержание поставленной задачи, правильно интерпретирует полученные результаты, использует обязательную и дополнительную литературу, апеллирует к взглядам известных философов, демонстрирует самостоятельность, достоверность, незаангажированность письменной работы.

8-7 баллов – студент в достаточном объеме владеет учебным материалом, свободно его излагает, но может не хватать аргументации в пояснениях, в основном раскрывает содержание поставленной задачи, использует обязательную литературу, демонстрирует самостоятельность и достоверность в письменной работе. Допускаются несущественные неточности. 

6-5 баллов – в целом обладает учебным материалом, но не демонстрирует глубины знаний, самостоятельности в решении поставленных задач, не опирается на необходимую учебную литературу, работа содержит существенные неточности.

4-0 баллов – не в полном объеме владеет материалом, фрагментарно и поверхностно его излагает, недостаточно раскрывает содержание поставленных вопросов. Имеет существенные ошибки в работе. Демонстрирует не самостоятельность в выполнении задач.

 Итоговая письменная работа:       

5-4 баллов студент в полном объеме владеет учебным материалом, свободно и аргументированно его излагает, глубоко и всесторонне раскрывает содержание поставленной задачи, правильно интерпретирует полученные результаты, использует обязательную и дополнительную литературу, демонстрирует самостоятельность, достоверность письменной работы

3-2 балла – в целом обладает учебным материалом, но не демонстрирует глубины знаний, самостоятельности в решении поставленных задач, не опирается на необходимую учебную литературу, работа содержит существенные неточности.

1-0 баллов – не в полном объеме владеет материалом, фрагментарно и поверхностно его излагает, недостаточно раскрывает содержание поставленных вопросов. Имеет существенные ошибки в работе. Демонстрирует не самостоятельность в выполнении задач.

 Экзаменационная работа выполняется в виде тестового задания и оценивается в 40 баллов:       

Тестовая задача состоит из закрытых и открытых вопросов.

Оценка открытого вопроса теста:

10-8 баллов студент в полном объеме владеет учебным материалом, свободно и аргументированно его излагает, глубоко и всесторонне раскрывает содержание поставленной задачи, опирается на взгляды известных философов, правильно интерпретирует полученные результаты, использует обязательную и дополнительную литературу, демонстрирует самостоятельность, достоверность, свою позицию.

7-4 баллов – студент в достаточном объеме владеет учебным материалом, свободно его преподает, но может не хватать аргументации в пояснениях, в основном раскрывает содержание поставленной задачи, использует обязательную литературу, демонстрирует достаточный уровень самостоятельности. Допускаются несущественные неточности 

3-0 баллов – не в полном объеме владеет материалом, фрагментарно и поверхностно его излагает, недостаточно раскрывает содержание поставленных вопросов. Имеет существенные ошибки в работе. Демонстрирует не самостоятельность в выполненном задании.

Семестрое количество баллов формируют баллы, полученные студентом в процессе усвоения материала из всех двух частей и выполнения самостоятельных работ

Оценка по формам контроля:

Виды работ

Семестровое количество баллов

Min – 36 баллов

Max – 60 баллов

Устный ответ

 

"2" х 6 = 12

"5" х 4 = 20

Дополнение, участие в дискуссиях

 

"1" х 6 = 6

"2" х 5 = 10

Самостоятельная индивидуальная работа

Дискуссия по актуальной философской проблеме

"5" х 1 = 5

"10" х 1 = 10

Анализ философского текста

"6" х 1 = 6

"10" х 1 = 10

Итоговая контрольная работа

 

"6" х 1 = 6

"10" х 1 = 10

*в случае отсутствия студента на семинарском занятии, рассмотренные на семинаре вопросы отрабатываются в письменной форме.

Общее количество баллов за аудиторную работу составляет 50% от семестрового количества баллов.

 

Итоговая оценка в форме экзамена: экзаменационная оценка проходит в тестовой форме и оценивается в 40 баллов.    

При простом расчете получаем:

 

Семестровое количество баллов

Экзамен

Итоговая оценка

Минимум

36

24

60

Максимум

60

40

100

 

 

 

 

 

Студент не допускается к экзамену, если во время семестра набрал менее 36 баллов . Для допуска к экзамену студент должен сдать все самостоятельные работы . Экзаменационная оценка не может быть менее 24 баллов для получения общей положительной оценки дисциплины. 

 

Шкала соответствия :

Отлично / Excellent

90-100

Хорошо / Good

75-89

Удовлетворительно / Satisfactory

60-74

Неудовлетворительно с возможностью повторной сборки / Fail

35-59

Неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины / Fail

0-34

Зачислено / Passed

60-100

Не засчитано / Fail

0-59


СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ    

№ п/п

Название лекции 

Количество часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Содержательный модуль 1: Философская пропедевтика

1

Философия и круг ее проблем

Тема 1. Введение в философию 

 

2

2

4

2

Тема 2. Общие представления о философии и философствовании

1

2

4

3

Философия в ее истории:

Тема 3. Основные этапы и проблемы античной философии  

1

2

4

4

Тема 4. Главные идеи философии Средневековья и Возрождения

1

2

4

5

Тема 5. Западноевропейская философия Нового времени и эпохи Просвещения

1

2

4

6

Тема 6. Отличительные черты немецкой классической философии

1

2

4

7

Тема 7. Особенности перехода от классического к неклассическому философствованию. Основные направления современной философии

1

4

6

8

Модульная контрольная работа

 

 

Содержательный модуль 2: Теоретическая и практическая философия

10

Фундаментальные философские проблемы

Тема 9. Онтология как философское учение о бытии

 

1

 

2

6

11

Тема 10. Философия сознания. Сознание и речь.

1

2

4

12

Тема 11. Человек как предмет философского анализа

1

2

6

13

Тема 12. Эпистемология: главные трудности теории познания. Наука как социокультурный и познавательный феномен

1

2

8

14

Тема 13. Социальная философия: индивидум, общество и правительство.

1

2

4

15

Тема 14. Культура и цивилизация

1

2

4

16

Индивидуальная самостоятельная работа: Анализ философского текста

 

 

14

17

Итоговая контрольная работа  

 

 

 

ВСЕГО

14

28

76

 

 

 

 

 

 

Общий объем 120 часов, в том числе:

Лекций – 14 час.                 

Семинары 28 час.            

Консультация 2 часа.      

Самостоятельная работа 76 час.      

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 

Основная: (Базовая)

1.     Андрущенко В.П., Горлач Н.И. Социальная философия: Учебник. – Киев-Харьков, 2002.
Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.. – 3-е изд. – М., 2003.

2.     Волович В.И., Горлач Н.И., Головченко Г.Т., Губерский Л.В., Кремень В.Г.

3.     Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия: учебник / А.Ф. Зотов, В.В. Миронов. – 6-е изд. – перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.

4.     История философии. 2-е изд. – М., 2013.

5.     История философии: Учебник для высшей школы. – Х.: Консум, 2002.
История философии: Запад. Россия. Восток. В 3-х т. М., 1996.

6.     Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е перераб. и доп. М., 2001.

7.     Кохановский В.П. Философия: 100 экзаменационных вопросов. М., 1998.

8.     Марков Б.В. Философия: Учебник для бакалавров и специалистов / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2014.
Новая философская энциклопедия: в 4-х т. /Ин-т философии РАН; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010.

9.     Пивоев В.М. Философия: Учебное пособие для гуманитарных факультетов. Часть 1. История философии в кратком изложении. М., 1991.

10.            Пивоев В.М. Философия: Учебное пособие для гуманитарных факультетов. Часть ІІ. Основы философских знаний. 2-е изд. – М., 2013.

11.            Рассел Б. История западной философии. – М.: АСТ, 2010.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4т. – СПб., 1994-1997.

12.            Философия [Текст] : учебник / А.В. Аполлонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2013. - 672 с.

13.            Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФА-М, 2004.

 

Дополнительная:

1.     Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.

2.     Антология мировой философии. T.I. М., 1969-1972.

3.     Библер В.С. Что есть философия// Вопросы философии – 1995 - № 1.

4.     Бэкон Ф. Новый Органон //Соч.: В 2т. – М., 1972.

5.     Гайденко П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.; СПб., 2000.

6.     Гегель. Кто мыслит абстрактно? // Работы разных лет. В 2 т. – М., 1972. – Т.1.

7.     Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках //Р. Декарт. Сочинения: в 2 т. – М., 1989.–Т.1.

8.     Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблема философии. М., 2000.

9.     Добрынина В.И. Философия 20 века. М., 1998.

10.                       Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994.

11.                       Лосев А. Ф. История античной философии. – М., 1989.

12.                       Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

13.                       Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

14.                       Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. М., 1990.

15.                       Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991.

16.                       Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр; [пер. с фр.]; Сост. и общ.ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1990.

17.                        Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – Мн.: «Харвест»; М.: «АСТ», 2000.

18.                        Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Х.: Фолио, 2001.