Инеда К.

Экологическая проблематика в контексте буддизма.

 

…можно сделать некоторые выводы, касающиеся буддийского понимания взаимодействия общества и природы.

1. Очерчивая место человека в его естественном окружении, мы не должны рассматривать природу и человечество как независимые друг от друга сущности. Такова главная предпосылка экологического видения. Несмотря на очевидность этого положения, реализовать его трудно из-за ограниченности и агрессивности человеческой природы (независимо от того, врождены ли дурные качества или приобретены). Примеры безответственного отношения людей к естественным ресурсам планеты чрезвычайно многочисленны.

2. Для того чтобы воспрепятствовать варварству, нам необходимо новое понимание и, что еще более важно, новое видение вещей. Плодотворную роль здесь способны сыграть идеи Будды Гаутамы. Отказавшись от метафизических трактовок реальности, Будда сосредоточил внимание на человеческой ситуации и пришел в конечном итоге к поразительному выводу об открытом единстве, “незамутненности” и цельности существования. Обращение к человеческой природе означает рассмотрение человека в контексте самого широкого его окружения. Другими словами, человек—не абсолютная, но соотносимая величина, и основа этого взаимоотношения коренится в самой человеческой природе, но отнюдь не в чем-то внешнем. Не следует, однако, забывать о существовании и того мнения, что человек изначально независим и абсолютен, а в отношения с другими людьми вступает лишь для удовлетворения своих эгоистических устремлений (Томас Гоббс )—мнение это по сей день сильно, и его надо критиковать.

3. Ключ к пониманию интересующей нас взаимосвязи следует искать в собственной природе человека, в раскрытии процессов динамики экзистенциального континуума, объединяющего человека с природой,—того, что называется открытой и свободно изменяющейся онтологией. Просветление Будды обнажило сопредельность и взаимосвязь человека и природной среды; любое действие человека, сколь бы незначительным ни казалось оно само по себе, отражается и во внечеловеческом мире. Именно такую постановку вопроса фиксирует “принцип равноценности” всего сущего. Временное в природе вещей (санса-ра) неотчуждаемо от вечного (нирвана); обратное соотношение столь же верно. Просветление – нирвана - обнаруживает и одновременно подтверждает “принцип равноценности” сущего.

 

Глобальные и общечеловеческие ценности. – М., изд-во: “Прогресс”, 1990. С. 303-304.